Федеральная антимонопольная служба /ФАС/ России получила жалобу от ассоциации морских и речных бункеровщиков на действия Центральной энергетической таможни. Об этом ИТАР-ТАСС сообщили в пресс-службе ведомства. Как ранее сообщал ИТАР-ТАСС, Центральная энергетическая таможня /ЦЭТ/ запретила заправку судов /бункеровку/ на рейде. Свои действия таможня аргументировала отсутствием возможности контроля над объемами заправки судов в море. При этом топливо для заправки судов не облагается пошлиной
22 августа ЦЭТ отправила соответствующую телетайпограмму. В распоряжении таможни было сказано, что бункеровка должна производиться исключительно у причальных стенок портов, а не «на рейде» /в море, в относительном удалении от берега/. В случае отсутствия специализированного терминала необходимо использовать метод «второго борта», при котором заправляемое судно швартуется к заправщику, стоящему у причальной стенки.
В письме к ФАС бункеровщики отмечают, что «требования, изложенные в телетайпограмме, нарушают положения антимонопольного законодательства, так как ограничивают бункерные компании в законной возможности осуществлять деятельность по снабжению судов припасами». «Начальник ЦЭТ, действуя без учета специфики технологии бункеровочных операций и игнорируя законодательно предусмотренную возможность осуществления таможенного контроля судов на рейде, в нарушение вышеприведенных правовых норм, требует перемещения через государственную /таможенную/ границу припасов исключительно у причальных стенок нефтеналивных терминалов», — говорится в письме. Письмо подписано президентом ассоциации Виталием Ковалевым.
Представитель крупной бункерной компании на условиях анонимности сообщил ИТАР-ТАСС, что в связи с распоряжением ЦЭТ бункеровка на рейде прекращена в Усть-Луге и Мурманске. «Запрет таможенной службы на бункеровку на рейде в российских портах приведет к перетоку услуг по бункеровке в иностранные порты: Таллин, Копенгаген, Амстердам, Гамбург, что приведет к значительным потерям российских портов. Выпадающие доходы портов пока вряд ли можно будет компенсировать, учитывая, что бункеровка на рейде составляет значимую долю в общем объеме бункеровки в российских портах», — отметил он.
«Нужно посмотреть на то, кому эта мера может быть выгодной. В частности, она может быть выгодной компании «Транснефть-Сервис», которая работает в Приморске и Новороссийске, и связанным с ней коммерческим структурам. Эти компании могут использовать сложившуюся ситуацию как элемент конкурентной борьбы за право работать в порту Усть-Луга», — сказала директор по развитию Portnews Надежда Малышева.
Ранее вопрос бункеровки поднимался на совещании 31 августа, посвященном социально-экономическому развитию Приморья, которое проводилось под руководством президента России Владимира Путина. Президент отметил, что в ситуации с бункеровкой судов в портах России необходимо разобраться, и предложил «вместе подумать над этим с участием правительства».
Участниками Российской ассоциации морских и речных бункеровщиков являются дочерние бункерные компании «Роснефти», ЛУКОЙЛа, «Газпром нефти», «Транснефти», а также компании: «Альянс Плюс», «Андия», «Балтийская Бункерная Компания», «Балтийская танкерная компания», «Бункерная компания», «Бункерная компания «Флагман Мурманск», «Бункеровочная компания ТрансОйлБункер», «ДельтаСервис», «Контур СПб», «МАРКА-Терминал», МБК, «Морской траст», «Невский Мазут», «Нефтехим», «Нефтехим-Бункер», «НТ Бункеринг», «Росмортранс», «Росмортранс-Юг», «Северо- Западная Топливная Компания Гросс», «Си Инженеринг», «Скадар», «Сканшип Нева», Торговый Дом «Транзит ДВ», «Транснефть-Сервис», «ТНП Бункер», «Трансбункер-Ново», «Трансойл», «Транс Ойл Сервис», «Черноморская Буксирная Компания», ЭКОТэк, ЭРА и «Управляющая компания ЮгБункерСервис».
Подсчет потенциальных убытков
Эксперты оценивают потенциальные прямые убытки бункерных компаний от распоряжения Центральной энергетической таможни /ЦЭТ/ о запрете рейдовой бункеровки в районе 4,5 млн долларов в месяц, исходя из стоимости бункерного топлива в 600 долларов за тонну. Как стало известно ИТАР-ТАСС, ЦЭТ, структурное подразделение Федеральной таможенной службы /ФТС/ России, планирует провести анализ ситуации на бункерном рынке после распоряжения начальника ведомства о запрете на рейдовую бункеровку. Ведомство, в частности, рассмотрит, как это распоряжение повлияло на работу бункерных компаний.
Директор по развитию Portnews оценила месячные потери бункерных компаний в 4,2-4,8 млн долларов, исходя из стоимости бункерного топлива в 600 долларов за тонну и объема бункеровки в Усть-Луге в 7-8 тысяч тонн в месяц. «Кроме репутационных издержек, судовладельцы чаще всего будут вынуждены бункероваться в порту Роттердам вместо Усть-Луги, а затем заложат эти издержки в ставку фрахта. В итоге компенсировать эти издержки будут экспортеры нефти и нефтепродуктов, в частности, «Газпром нефть», «Роснефть» и ЛУКОЙЛ», — сказала Надежда Малышева. Она также добавила, что сегодня топливо в Роттердаме стоит дороже российского примерно на 70-80 долларов за тонну, а это значит, что издержки нефтяных компаний могут дополнительно вырасти еще на 525-600 тысяч долларов за месяц.